Детская агрессивность: что делать?

Некоторое время назад к нам в садик пришел мальчик – назовем его Федор. Сразу было понятно, что мальчик очень развитый и способный: он сам научился читать, отлично умел считать, в общем, талантливый и умный ребенок. Но была у Федора одна проблема, которая серьезно осложняла жизнь как самому мальчику, так и тем, кто контактировал с ним: он совершенно не умел конструктивно выражать свои негативные эмоции. Причем, это неумение проявлялось в общении со всеми людьми: и с родителями дома, и с педагогами в саду, и с другими детьми.

Если что-то шло не по плану Федора – он начинал довольно агрессивно себя вести: рычать, плеваться, швырять от злости предметы… Одним словом, вел себя так, что о чем-то конструктивно договориться с ним в эти минуты становилось почти невозможно. Это осложняло построение отношений с другими детьми в группе (кто захочет играть с таким агрессором?) и неизвестно, куда бы завело замечательного мальчика Федю в конечном итоге. Именно поэтому мы решили написать эту статью – о том, что такое агрессивность и как научить ребенка конструктивно выражать свои эмоции.

ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ?

Умение контролировать проявление своих чувств и конструктивно выражать их – это основа здорового и гармоничного общения, и этому нужно учить детей точно так же, как математике или чтению, потому что далеко не каждый ребенок может обучиться искусству коммуникации самостоятельно, просто наблюдая за другими людьми.

Детская агрессивность, как таковая – не патология. Это заложенная природой программа, которая отвечает за самоутверждение ребенка в этом мире, за его способность к конкуренции, поэтому вспышки агрессии у детей – это естественно. Однако, задача родителей и близких взрослых – показать ребенку, что это – не лучший способ общения с окружающим миром. Очень важно правильно отреагировать на самые первые вспышки агрессии, потому что если этого не сделать, то это может привести к серьезным проблемам в будущем. Однако даже если вы уже упустили этот момент – скорректировать поведение ребенка все еще возможно, хотя на это может потребоваться больше времени и сил.

А ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ С АГРЕССИВНОСТЬЮ?

В корне неверна позиция родителей, полагающих, что с капризами и агрессией ребенка ничего сделать нельзя и бессмысленно даже пытаться: это не так. Основы конструктивного общения – это именно навык, который не является врожденным – он формируется: родителями, обществом, детским садом, школой, другими детьми. Формируется, благодаря обратной связи, которую получает ребенок в качестве реакции на то или иное поведение. Если реакция отсутствует или она позитивная – умиление, поощрение в виде получения желаемого – то агрессивное поведение закрепляется, навык фиксируется. Если же подкрепляющей реакции на агрессию не поступает, а ребенок встречает противодействие – то и смысла вести себя агрессивно ребенок больше не видит.

Что ждет агрессивного ребенка в жизни? Сценарий, скорее всего, будет печальным: детей-агрессоров не любят сверстники ни в саду, ни в школе, ни после школы. Как правило, они становятся изгоями, с которыми никто не дружит. Они либо навязывают свое общество силой, и строят довольно зыбкие взаимоотношения, основанные на страхе, либо сходятся с такими же, как они сами, что может привести к асоциальному поведению.

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Итак, что же делать, если ваш ребенок проявляет агрессию?

  • Убедиться в том, что агрессия и насилие не являются нормой поведения в вашей семье. Потому что в этом случае очень закономерно, что ребенок перенимает то, что видит изо дня в день: мама орет на папу и бьет посуду, когда злится; папа бьет маму или орет на нее, если он устал; мама постоянно шлепает ребенка, если он не слушается и т.д. Если домашняя агрессия и насилие имеют место в вашей семье – начните решать эту проблему, потому что это – проблема, последствия которой так или иначе будут проявляться в жизни вашего ребенка, принимая то одну, то другую разрушительную форму.
  • Исключите полностью физические наказания из своих методов воздействия: стоит признать, что взрослый прибегает к физическому наказанию для «воспитательных целей» только в одном случае – когда у него не хватает терпения или навыков для других способов воздействия. Т.е., наказывая ребенка физически, мы расписываемся в собственном педагогическом бессилии, а заодно приучаем его к мысли, что бить людей – можно, если они ведут себя как-то не так, как нам хочется. История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.
  • Ни в коем случае не «умиляться», если малыш проявляет агрессию: например, в злости и с досады бьет маму кулачками по лицу или другим местам, кусается, кидает предметы и т.д. Если это жестко не пресечь в самые ранние годы, ребенок, скорее всего, перенесет это «разрешение на побои» и в другие сферы жизни: начнет драться в саду, школе, в песочнице и т.д.

«Бить людей (плеваться, швырять вещи и т.п.) нельзя!». Это очень жесткое правило, которое нужно повторять каждый раз, когда ребенок пытается самоутвердиться при помощи силы. Мы блокируем удар (берем руки ребенка в свои, и прочно фиксируем их, препятствуя удару), садимся на корточки – так, чтобы наши глаза были напротив глаз малыша – и твердо и уверенно говорим: «Меня бить нельзя (нельзя ломать вещи, нельзя плеваться и т.п. – по ситуации)! Людей нельзя бить, даже если ты сильно разозлился!»

ВАЖНО: после «Нельзя!» обязательно должен следовать «разрешающий» вариант действий, некая позитивная альтернатива, чтобы та энергия, которая сейчас бушует в ребенке, нашла выход и вылилась в позитивное действие. Например: «Нельзя отнимать игрушки у других детей! Можно попросить у Саши эту игрушку на время — может быть, он согласится тебе ее дать».

  • Учите ребенка выражать свои чувства словами. Терпеливо, с любовью, без раздражения, каждый раз, когда он проявляет агрессию, говорите ему твердо и уверенно: «Я вижу, что ты злишься, ты имеешь на это право. Расскажи мне, почему ты злишься?». Как правило, агрессия, переведенная в форму слов, позволяет «спустить пар» и после разговора швыряться тапками в стенку больше не хочется. Если делать это регулярно, терпеливо, день за днем – проявление агрессии в словесной форме станет для ребенка нормой.

ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку чувствовать злость, досаду и вообще запрещать чувствовать что бы то ни было! Появление тех или иных чувств мы не можем контролировать, а подавлять чувства – очень вредно, т.к. может вызвать серьезные расстройства – как психические, так и соматические. Мы не запрещаем ребенку чувствовать – мы учим его проявлять чувства так, чтобы не причинять боли другим людям.

Чем закончилась наша история с Федей? На протяжении примерно месяца ежедневной работы с мальчиком, полной терпения и любви, мы достигли следующих результатов: он научился все свои негативные эмоции переводить в словесную форму, и теперь, если что-то идет не так, как ему удобно, он больше не рычит, не кусается и не плюется, а выражает это словами. Родители мальчика также увидели и оценили изменения в поведении своего сына: дома он также научился по-другому взаимодействовать с другими, общаться конструктивно. Однако, конечно, эта работа не кончается никогда, и мы всю жизнь учим наших детей жить в гармонии с миром, и заодно учимся этому сами.

Оставить комментарий