Монтессори-Люди России: Фильм о системе Монтессори

2016 год примечателен для всего Монтессори-сообщества России, потому что именно в этом году мы отметили 25-летие Монтессори-педагогики в нашей стране. За это время сделано немало: открыто большое количество детских садов, центров Монтессори, а также начальных школ. Однако, сказать, что педагогическая система Монтессори известна, понятна и доступна широкому кругу людей, до сих пор нельзя. Поэтому Межрегиональная Монтессори Ассоциация приняла решение провести акцию: Монтессори-люди России, результатом которой стал фильм, который вы можете посмотреть на нашем сайте. В создании этого фильма приняли участие десятки педагогов и родителей, знакомых с системой Монтессори. Они рассказали простым и доступным языком о том, какую ценность они видят для себя и своих детей в системе Монтессори, и почему они выбирают именно ее. Основная задача фильма – показать, что Монтессори-люди России – это активные, открытые и успешные люди, зрелые в своих решениях и ответственные перед обществом.

Главные открытия Монтессори-педагогики, которые сделали для себя участники фильма, и которые мы всецело разделяем:

  • Отношение взрослого к ребенку – принципиально иное, чем в консервативном педагогическом подходе, распространенном в России, при котором считается, что дети – беспомощны, неспособны сами понять и решить, что им нужно и чего они хотят. А главное – нести ответственность за собственный выбор, решения и действия. Система Монтессори поощряет и развивает самостоятельность, дает навыки самообслуживания, прививает детям способность автономно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность.
  • Монтессори-педагогика направлена не на то, чтобы воспитывать роботов, которые движутся стройными рядами к какой-то цели (которая, может быть им и вовсе неинтересна), а осознанных людей, которые сами выбирают свой жизненный путь, ориентируясь на собственные возможности, способности и устремления.
  • В Монтессори-системе ребенок не только получает полезные знания об окружающем мире, но и растет как личность, развивает свои человеческие качества, необходимые для успешной социализации. Дети учатся договариваться, просить о помощи в затруднительной ситуации, выходить из конфликтных ситуаций, осваивают понятие личных границ – как своих, так и чужих – что просто необходимо для развития здоровой и гармоничной личности.
  • Монтессори-педагогика как для педагогов, так и для детей, а во многих случаях и для их родителей – это не только и не столько определенные занятия, сколько образ мышления и образ жизни, который помогает формировать не только необходимую базу знаний, но и систему ценностей и морально-нравственных ориентиров, которые происходят не от навязанных кем-то абстрактных норм, а из простых и понятных законов «человеческого общежития».
  • Взрослые Монтессори-люди сохраняют открытость, свободную волю и тягу к познанию окружающего мира, способность радоваться и интересоваться новым – то есть, становятся взрослыми и сознательными людьми, не теряя при этом детского искреннего интереса к жизни.
  • Монтессори-система формирует совершенно иное отношение к обучению, при котором детей не заставляют что-либо делать. В результате такого подхода дети сами с удовольствием и энтузиазмом занимаются тем, что им интересно. Отношение к обучению и работе в результате меняется настолько, что заставлять ребенка что-то делать и не нужно – в Монтессори-среде, а потом и в обычной жизни, дети всегда ищут чем им заняться и всегда заняты интересным делом.
  • Дети учатся задавать правильные вопросы, которые очень важны как для формирования навыка самостоятельного обучения, так и для общения с другими людьми. Монтессори-дети раскованы, отлично умеют поддерживать беседу, завязывать знакомства, умеют занять себя сами и правильно сформулировать вопрос, чтобы получить информативный и исчерпывающий ответ.

Сегодня, когда мы уже имеем возможность наблюдать первые плоды Монтессори-системы на выросших детях «первой волны», мы с уверенностью можем заявить, что Монтессори-подход помогает растить свободных и ответственных людей. Девизом и основным принципом Монтессори-системы являются «Свобода и дисциплина» — именно этого так не хватает современному российскому обществу. Сочетание самостоятельности, независимости, свободы мысли, свободы выбора, осознания себя свободным человеком и умения дисциплинировать свой разум, свою жизнь, нести ответственность за свои решения и поступки – это именно то сочетание, которое способно оздоровить наше общество, и именно та миссия, которую несет Монтессори-педагогика.

СМОТРЕТЬ 15-ТИ МИНУТНЫЙ ФИЛЬМ "МОНТЕССОРИ-ЛЮДИ РОССИИ":

Оставить комментарий