Надо ли наказывать детей?

Дети ведут себя далеко не всегда так, как удобно взрослым, «прилично», не всегда слушаются, и делают то что нужно, иногда как будто просто-таки «назло». Значит ли это, что детей нужно наказывать? И если да, то как, а если нет, то что делать вместо наказаний?

Что совершенно точно можно сказать о наказании – это то, что оно не должно быть импульсивным, «на горячую голову». Все, что мы делаем в порыве гнева или раздражения, как правило, не идет никому на пользу, и даже если вам удастся при помощи такого импульсивного наказания временно разрешить ситуацию – будьте уверены, она «выстрелит» в другой сфере спустя некоторое время. Импульсивные наказания не решают проблему детского «непослушания» в целом, добиться взаимопонимания и согласия этим методом довольно сложно — это более глубокая и широкая задача.

Объясните ребенку, что то или иное поведение – плохо и неприемлемо. Прежде, чем применять какие-то радикальные меры, для начала вспомните: говорили ли вы ребенку о том, что это – плохо или недопустимо? Например, брать чужие вещи, ломать что-то, драться, обзываться, бить животных, кусаться и т.п. Он точно знает, что это плохо, или что это не нравится вам или другим людям? Если это знаете вы – то это совсем не значит, что он тоже это знает. Ребенку необходимо проговаривать и объяснять буквально все: от правил поведения за столом до правил человеческого общежития, но в нашем обществе родители часто пренебрегают этим простым правилом, а зачастую и сами не вполне осознают пределы допустимого. Поэтому, для начала, разберитесь с собой, и посмотрите на свое поведение: возможно, ребенок берет пример с вас.

Мало рассказать о том, что это «нельзя»: детям важно объяснить также почему это неприемлемо и недопустимо. Дети понимают гораздо больше, чем удобно думать некоторым взрослым, и если донести до них аргументированную и убедительную для их возраста точку зрения – будьте уверены, они услышат и воспримут все как надо. Не жалейте на это времени – результаты не заставят себя ждать: договориться с ребенком будет значительно проще.

Опять же, прежде, чем наказывать, попытайтесь выяснить мотивы ребенка: почему он поступил именно так, и не было ли у него для этого весомых причин. Возможно, он не просто так ударил другого ребенка в детском саду, а защищал себя или других; возможно, он нечаянно, а не специально разбил или сломал какую-то вещь; может быть, у него были причины отказываться от угощения или грубить тете, которая слишком настойчиво лезла к нему с ласками, нарушая его психологические границы. Поговорите с ним, и только если выяснится, что уважительной причины у его поступка не было – можно говорить о наказании.

Предлагайте альтернативу: «нельзя поступать так, а можно вот так». Нельзя рисовать на стенах, но можно – на бумаге, а если очень хочется, то можно прикрепить большой лист бумаги к стене, и рисовать на нем, главное – что это можно делать только на специальной бумаге.

КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА

Если все-таки нужно наказать ребенка, то ни в коем случае это не нужно делать:

  • Криком. Крик, особенно если вы кричите по поводу и без, может только травмировать ребенка, а если он часто слышит крик – то просто перестает на него реагировать. К тому же, возвращаемся в самое начало нашей статьи, и вспоминаем, что наказание не должно быть в порыве гнева, импульса, а крик – чаще всего проявление гнева или раздражения.
  • При помощи физических наказаний. Битье, шлепанье и прочие средневековые методы неприемлемы в современном обществе. Физическая мера может быть только одна: остановить ребенка в случае, если он ведет себя агрессивно: жестко зафиксировать его руки в своих. Об этом подробнее в нашей прошлой статье про детскую агрессию.
  • Ингорированием и бойкотированием, эмоциональной изоляцией ребенка. Мамина или папина эмоциональная холодность — это слишком больно для того, чтобы быть эффективной мерой воспитания.
  • Оскорблениями и унижением. Максимум, чего можно этим добиться – психологической деформации и трудно искоренимых комплексов. К этому же набору недопустимых мер можно отнести язвительность, или другие завуалированные формы унижения.

По большому счету, наказание имеет смысл только в том случае, если ребенок понимает, что это плохо, но все равно поступает именно так. В этом случае применяется даже не столько наказание, сколько пресечение нежелательных действий: уводите ребенка с площадки, если он лезет в драку; убирайте подальше предметы, которые он ломает или бросает, несмотря на запрет; оставьте ребенка одного на некоторое время, чтобы он успокоился и подумал о том, что сделал, после чего, когда все успокоятся, обязательно поговорите с ним о его поведении. Тут важно отметить, что оставлять ребенка «подумать» в комнате с телевизором или компьютером, полной игрушек — смысла большого нет: ребенка ничто не должно отвлекать от «раздумий».

КОГДА НЕОБХОДИМО НАКАЗАНИЕ ИЛИ «ПРЕСЕЧЕНИЕ»:

  1. Когда ребенок берет чужие вещи без спроса
  2. Когда ломает или портит вещи – не обязательно чужие
  3. Когда проявляет агрессию: дерется, плюется, кусается и т.п. по отношению к другим людям – как детям, так и взрослым
  4. Когда унижает или оскорбляет других людей

Этот список может быть продолжен, в зависимости от морально-нравственных ориентиров, принятых в вашей семье, однако и тут важно не перегнуть палку и отделять допустимые формы поведения от действительно недопустимых. Тут ориентир больше на общечеловеческие ценности, а разбить фамильную бабушкину вазу конечно, очень жалко, но вряд ли при помощи наказания можно это исправить…

ВАЖНО!

  • В семье должны быть четкие договоренности о том, что считается приемлемым и неприемлемым. Если бабушка разрешает то, что запрещает мама – ничего хорошего из этого не выйдет, ребенок начнет манипулировать взрослыми и пренебрегать правилами. К тому же, четкие правила, которые соблюдаются всеми членами семьи, формируют у ребенка чувство безопасности, которое нарушается, если один взрослый говорит одно, а другой – другое.
  • Если необходимо наказание – оно должно быть немедленным и следовать сразу за проступком. У детей короткая память, и скорее всего они не вспомнят о том, что было 2 часа назад и не поймут, за что вы их наказываете.
  • Аргументируйте наказание: обязательно объясните, за что вы наказывайте ребенка и что именно он сделал плохого.
  • Не смешивайте поступок и личность ребенка: если он поступил плохо – не значит, что он плохой! Говорите о поступке, а не о личности: почему именно этот поступок плохой.
  • Держите слово: если на первый раз простили, а на второй раз обещали наказать – сдержите обещание, иначе ребенок не будет верить вашим словам.

Оставить комментарий