• +7(916)162-94-64
  • Пожалуйста, звоните, чтобы получить актуальную информацию

О методике Монтессори

Основным элементом педагогики Марии Монтессори является среда, наполненная развивающим материалом. Именно работа с монтессори-материалом дает «пищу» для ума и обеспечивает поступательное целостное развитие личности ребенка.  Как же это происходит?

монтессори троицк

Зона упражнений в практической жизни

Впервые оказавшись в монтессори-классе, ребенок попадает в зону упражнений практической жизни. Здесь ребенку все привычно и знакомо: кувшинчики, крупа, застежки, шнуровки… Для чего же это нужно малышу, конечно же, для развития навыков самообслуживания. Для 3х-4х летних детей очень важно уметь самостоятельно одеваться, налить себе попить потому что такие простые для взрослого действия рождают у ребенка уверенность в себе и желание развиваться.

Но это прямая цель,  а косвенная — кроется в том, что при работе с материалом в зоне упражнений практической жизни, у ребенка развивается мелкая и крупная моторика, концентрация внимания. Такое простое с точки зрения взрослого действие, как взять поднос и донести его до столика, и при этом  ничего не разлить и не просыпать — требует отребенка невероятного внимания и концентрации.

Окрепнув в данной зоне, ребенок двигается в зону сенсорики.

Зона сенсорики

Здесь его ждет многообразие предметов, в результате работы с которыми он научится распознавать величины, цвета, формы, вес, совершенствовать слух.

Эта зона открывает новое восприятие окружающего мира, сама Мария Монтессори называла зону сенсорики «ключами к миру». Ребенок учится воспринимать, упорядочивать, запоминать воспроизводить предметы и их свойства. Именно здесь у ребенка формируются операции мышления, такие как сравнение, анализ, синтез. Его мышление  приобретает первые признаки системности.

Сенсорная зона знакомит ребенка с абстрактными представлениями. Свойства предметов для ребенка уже не представляются изолированными, ребенок становится способным перенести новое знание о свойстве на новый аналогичный предмет.

Работа с сенсорными материалами  строит прочное основание для развития математического мышления и речи.

Зона математики

Она точна, понятна и естественна. Ребенок, находясь в данной среде, на понятных и видимых ему предметах осваивает операции сложения, вычитания, умножения и деления. Последовательность освоения математического материала  поражает своей логичностью: сначала для ребенка открывается мир чисел от 0-10, потом – работа в десятичной системе, далее – последовательный счет до 1000, и – мир табличных результатов сложения, вычитания, умножения и деления.

Как известно, восприятие ребенка дошкольного возраста базируется  на уровне образов предметов. И если ребенок не может найти образ для временного, пространственного, количественного понятия то, к сожалению, часто и не может усвоить новое понятие. Именно потому, что все математические действия «овеществлены» в монтессори-среде,  ребенок  в нашем саду способен усвоить не только сложение и вычитание однозначных чисел, но и работу с многозначными числами.

Зона русского языка

В зоне русского языка ребенок расширяет словарный запас, формирует навыки устного рассказа, обучается чтению и подготавливает руку к письму.

Речевой материал способствует удовлетворению потребностей маленького человека общаться, делиться чувствами и мыслями, узнавать новое, рассматривать книги, и потому обучение родному языку происходит всегда плавно и гармонично.

Зона космоса

Эта часть среды Монтессори-группы совершенно особенная – она строится не от частного к общему, а наоборот, от общего – к частному. Её задача – помочь ребенку в создании целостной картины мира, а уже потом углубляться в конкретные области, посвященные изучению растений, животных, человека, географии, астрономии, истории. В зоне космоса оказываются востребованными все знания и весь опыт ребенка, накопленный за время пребывания в группе, да и вообще всей его жизни.

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Насыщенная монтессори-среда определяет особое положение воспитателя. Воспитатель в монтессори-педагогике — не носитель знаний, занимающий центральную роль, а связующее звено между средой и детьми. Мастерство монтессори-педагога заключается в умении своевременно оказать помощь ребенку в работе с монтессори-материалом, что является реализацией индивидуального подхода.

Оставить комментарий