Основным элементом педагогики Марии Монтессори является среда, наполненная развивающим материалом. Именно работа с монтессори-материалом дает «пищу» для ума и обеспечивает поступательное целостное развитие личности ребенка. Как же это происходит?
Зона упражнений в практической жизни
Впервые оказавшись в монтессори-классе, ребенок попадает в зону упражнений практической жизни. Здесь ребенку все привычно и знакомо: кувшинчики, крупа, застежки, шнуровки… Для чего же это нужно малышу, конечно же, для развития навыков самообслуживания. Для 3х-4х летних детей очень важно уметь самостоятельно одеваться, налить себе попить потому что такие простые для взрослого действия рождают у ребенка уверенность в себе и желание развиваться.
Но это прямая цель, а косвенная — кроется в том, что при работе с материалом в зоне упражнений практической жизни, у ребенка развивается мелкая и крупная моторика, концентрация внимания. Такое простое с точки зрения взрослого действие, как взять поднос и донести его до столика, и при этом ничего не разлить и не просыпать — требует отребенка невероятного внимания и концентрации.
Окрепнув в данной зоне, ребенок двигается в зону сенсорики.
Зона сенсорики
Здесь его ждет многообразие предметов, в результате работы с которыми он научится распознавать величины, цвета, формы, вес, совершенствовать слух.
Эта зона открывает новое восприятие окружающего мира, сама Мария Монтессори называла зону сенсорики «ключами к миру». Ребенок учится воспринимать, упорядочивать, запоминать воспроизводить предметы и их свойства. Именно здесь у ребенка формируются операции мышления, такие как сравнение, анализ, синтез. Его мышление приобретает первые признаки системности.
Сенсорная зона знакомит ребенка с абстрактными представлениями. Свойства предметов для ребенка уже не представляются изолированными, ребенок становится способным перенести новое знание о свойстве на новый аналогичный предмет.
Работа с сенсорными материалами строит прочное основание для развития математического мышления и речи.
Зона математики
Она точна, понятна и естественна. Ребенок, находясь в данной среде, на понятных и видимых ему предметах осваивает операции сложения, вычитания, умножения и деления. Последовательность освоения математического материала поражает своей логичностью: сначала для ребенка открывается мир чисел от 0-10, потом – работа в десятичной системе, далее – последовательный счет до 1000, и – мир табличных результатов сложения, вычитания, умножения и деления.
Как известно, восприятие ребенка дошкольного возраста базируется на уровне образов предметов. И если ребенок не может найти образ для временного, пространственного, количественного понятия то, к сожалению, часто и не может усвоить новое понятие. Именно потому, что все математические действия «овеществлены» в монтессори-среде, ребенок в нашем саду способен усвоить не только сложение и вычитание однозначных чисел, но и работу с многозначными числами.
Зона русского языка
В зоне русского языка ребенок расширяет словарный запас, формирует навыки устного рассказа, обучается чтению и подготавливает руку к письму.
Речевой материал способствует удовлетворению потребностей маленького человека общаться, делиться чувствами и мыслями, узнавать новое, рассматривать книги, и потому обучение родному языку происходит всегда плавно и гармонично.
Зона космоса
Эта часть среды Монтессори-группы совершенно особенная – она строится не от частного к общему, а наоборот, от общего – к частному. Её задача – помочь ребенку в создании целостной картины мира, а уже потом углубляться в конкретные области, посвященные изучению растений, животных, человека, географии, астрономии, истории. В зоне космоса оказываются востребованными все знания и весь опыт ребенка, накопленный за время пребывания в группе, да и вообще всей его жизни.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Насыщенная монтессори-среда определяет особое положение воспитателя. Воспитатель в монтессори-педагогике — не носитель знаний, занимающий центральную роль, а связующее звено между средой и детьми. Мастерство монтессори-педагога заключается в умении своевременно оказать помощь ребенку в работе с монтессори-материалом, что является реализацией индивидуального подхода.