• +7(916)162-94-64
  • Пожалуйста, звоните, чтобы получить актуальную информацию

Что должен уметь дошкольник или 5 вещей, которым нужно научить своих детей

Многие родители сейчас буквально помешаны на раннем развитии. Мы уже писали о том, что в большинстве случаев это «раннее развитие» с прицелом перехитрить природу не помогает ребенку ни в жизни, ни в школе. Более того – в более глобальном масштабе это может даже навредить ему, поскольку ребенок, в которого вы будете с раннего детства усиленно втискивать искусственные знания, не привязанные к реальности, не сможет никак их использовать, а то время, которое он потратил на их получение, он уже не сможет потратить на то, чему он на самом деле должен был научиться. Например, ухаживать за собой, играть с другими детьми, ездить на велосипеде и другим вещам, благодаря которым ребенку было бы гораздо легче адаптироваться в школе, и дальше – во взрослой жизни. Сегодня поговорим о 5 вещах, которые вашему ребенку точно нужно научиться до школы.

  1. Играть. Как одному, так и с другими детьми – по правилам. Мы – педагоги и психологи – не устанем повторять, что игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Еще раз: игра для ребенка – это не развлечение, а работа, способ познания окружающего мира и его правил. Через игру он учится взаимодействовать с другими людьми (общение), играть роли, предписанные правилами (что очень важно в любом коллективе), учится следовать определенному сюжету или самостоятельно создавать его (развитие фантазии и воображения). Это если говорить о сюжетно-ролевых играх, в которые играют дети старшего дошкольного возраста. Есть, кроме того, настольные игры, спортивные игры, которые также полезны для формирования навыка следования определенным правилам, и для общего физического развития. Не стоит переоценивать значение игры и время, уделенное ей в дошкольном возрасте – много игры в этом возрасте просто не бывает. А вот мало – очень даже бывает.
  2. Распознавать и минимально обеспечивать собственные нужды. Уметь распознавать свои потребности (хочу в туалет, хочу пить, хочу есть) и знать, что делать для того чтобы их самостоятельно удовлетворить. Чем старше ребенок – тем, соответственно, больше он должен уметь делать самостоятельно. Если для трехлетки самостоятельно сходить в туалет – подвиг, то для шестилетнего ребенка это уже вполне естественно. Шестилетний ребенок уже может самостоятельно налить себе стакан воды, приготовить чай (себе и маме), вымыть за собой посуду, положить свои грязные вещи в стиральную машину, подмести пол и сделать себе бутерброд. Старший дошкольник должен знать, откуда в холодильнике берутся продукты, как чистые вещи попадают в шкаф, и каким образом в доме поддерживается чистота… Привлекайте детей к своим делам, делайте их вместе с ними – это единственный способ научить ваших детей быть самостоятельными.
  3. Играть в подвижные игры. Движение – основа здорового развития человека. Здоровое, сильное, подвижное тело обеспечивает живой, подвижный и здоровый ум, жаждущий новых знаний. Поэтому старайтесь не ограничивать ребенка в движении и предоставлять ему максимум возможностей для подвижных игр: бадминтон, самокат, велосипед, вышибалы, футбол – что угодно, что вызывает его интерес.
  4. Задавать вопросы. Дети часто и сами прекрасно это умеют – начиная с 3-4 летнего возраста, у них не иссякает запас вопросов, которые могут ужасно утомлять взрослых. И тогда мы начинаем от них «отмахиваться» — «Потом расскажу» или «Тебе еще рано это знать!», «У папы спроси», и т.п. И таким образом мы можем вообще отучить ребенка задавать вопросы – он решит, что это бессмысленно, т.к. ответов на них он все равно не получает. Наберитесь терпения и старайтесь отвечать на вопросы ваших детей или давать ребенку подсказки относительно того, где он может найти ответы на свои вопросы самостоятельно (стимуляция самообучения). Ребенок должен знать, что ответы на вопросы часто можно найти в книгах, научных передачах, у авторитетных взрослых людей, которые долго учились и у которых есть большой жизненный опыт и т.д. Вопросы – это сама суть обучения, поскольку правильно поставленный вопрос отчасти уже содержит в себе ответ, а любая проблема при помощи правильно поставленных вопросов превращается из непреодолимого препятствия во вполне решаемую задачу.
  5. Просить о помощи и принимать ее. Очень важно объяснить ребенку, что не знать и не уметь чего-то – не стыдно. Стыдно не хотеть понимать и не хотеть научиться новому. Поскольку он еще маленький – он не должен знать и уметь много, и это совсем не стыдно – признаться в этом и попросить научить или объяснить что-то непонятное тех, кто понимает больше или лучше умеет что-то делать. Он может начать разбираться в чем-то самостоятельно и обратиться за помощью в тот момент, когда собственных возможностей ему не хватает. Ваша задача на этом этапе – не делать что-то за ребенка (хотя, конечно это гораздо проще), не осуждать, не критиковать и тем более не ругать его за ошибки, а просто быть рядом, направлять его внимание на важные вещи, подсказывать, если он затрудняется, скорректировать, если он ошибается. Вот увидите – очень скоро ребенок начнет справляться самостоятельно, без вашей помощи. В этом, отчасти и есть некий баланс вашей родительской ответственности и свободы ребенка: вы рядом до того момента, пока ему нужна помощь, и вы отходите в сторону в тот момент, когда он уже умеет справляться сам.

А самое главное, что вы, как родитель, можете сделать для своего ребенка – это любить и верить в его силы. Верить в то, что у него обязательно все получится, в то, что он сможет все, что угодно. Тогда и он охотно поверит в это.

Оставить комментарий