• +7(916)162-94-64
  • Пожалуйста, звоните, чтобы получить актуальную информацию

Детские психологические травмы: так ли они страшны?

Всех родителей в плане подхода к воспитательному процессу условно можно поделить на две категории: тех, кто растит детей «как получится», плывет по течению и тех, кто серьезно подходит к процессу воспитания: читает книжки, посещает семинары, советуется с психологами и педагогами, постоянно работают над собой. В обоих стилях воспитания есть свои плюсы и минусы, и в обоих случаях родители совершают ошибки — это совершенно естественно и нормально. Сегодняшняя статья – для второй категории родителей, которые испытывают чрезмерное чувство ответственности и боятся совершить непоправимые ошибки в воспитании.

ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ — НЕ ПОМОЩНИК

Оно свойственно, в основном, сознательным родителям – чем больше они думают о том, что они делают, тем больше им кажется, что они делают что-то не то или не так, не справляются, недостойны… Тяжело приходится в этой ситуации не только им, но и ребенку – особенно, маленькому ребенку. Родитель мечется и паникует, он неспокоен, «на нервах» — ребенок также начинает чувствовать это беспокойство, волнами исходящее от родителей, ему передается их нервозность и колебания. Поэтому стоит усвоить, что виноватый родитель ребенку не полезен. Научитесь конструктивно работать с ошибками, примите их не как собственный провал, а как урок: ошиблись – танцуйте дальше!

Нет такого способа или модели воспитания, придерживаясь которого, можно вообще избежать ошибок. Просто примите это как данность: ошибки будут всегда, и ошибаться – нормально! Неплохо бы также усвоить и еще одну истину: даже если вы прочтете все на свете книжки по возрастной психологии и педагогике, даже если вы всю жизнь будете держать под контролем свои эмоции и ни разу не сорветесь на ребенка, не повысите на него голос и не шлепнете его – это все равно не означает, что он будет застрахован от депрессий, суицидальных мыслей, неврозов, зависимостей, комплексов и т.п. Поэтому:

НЕ БОЙТЕСЬ СОВЕРШИТЬ РОКОВУЮ ОШИБКУ!

Скажем прямо: непоправимых ошибок не так уж и много. Более того: для того чтобы в самом деле глубоко травмировать детскую психику, нужно ошибиться на один и не два раза. Нужно, чтобы ребенок долгое время находился в травмирующих условиях. Теория привязанности не про то, что если ребенок получает все что ему нужно, согласно своим возрастным потребностям – он непременно вырастет социально адаптированным, успешным и т.д. Она также и не про то, что от ребенка нельзя отходить ни на шаг или отказывать ему в чем-то. Она про то, что долгое разлучение с родителями, или долгая депривация (постоянное, хроническое неудовлетворение какой-то важной потребности) в самом деле могут причинить вред, но под эти случаи не подпадают ситуации типа «вышла на постоянную работу в 3 года», «уехала с мужем на выходные и оставила ребенка с няней», «устала и накричала». Нанести серьезную травму можно только методично повторяя одни и те же травмирующие действия в течение долгого времени.

ЧЕСТНОСТЬ – ЛУЧШАЯ ПОЛИТИКА

Ничто не травмирует сильнее и глубже, чем открывшийся обман. Как часто взрослые, не задумываясь, «отвираются», отмахиваются от детей, которые подходят к ним с серьезными вопросами. Вроде «А куда уехал папа?» или «Откуда берутся дети?». Потом дети все равно узнают ответы на эти вопросы, и вспомнив, что говорили им родители, сделают неутешительный вывод о том, что их родители – лжецы и им нельзя доверять. Поэтому правда – всегда лучше. Адаптированная к возрасту, возможно, неполная, но – правда.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И РАСХОЖДЕНИЕ СЛОВ И ДЕЛ – ПРИЧИНА НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

Это тоже своеобразная разновидность лжи – когда мы говорим одно (может быть, даже искренне в это веря), а делаем совсем другое. Например, говорим о вреде курения, а сами курим, или грозимся выбросить смартфон, если ребенок немедленно не прекратит в него играть, а сами не собираемся делать этого. Дети не понимают, чего от нас ждать и в лучшем случае просто перестают нас слышать, а в худшем у них формируется повышенная тревожность, беспокойство, возбудимость, переходящие в невротические расстройства. Просто следите за тем, что вы говорите детям и будьте последовательны.

ФРУСТРАЦИИ – НЕОБХОДИМАЯ ЧАСТЬ ВЗРОСЛЕНИЯ

У детей довольно большой запас прочности – гораздо больший, чем нам кажется. И чем взрослее ребенок становится – тем выше его способность переносить травмы и фрустрации. Например, если в младенческом возрасте ребенок боится потерять маму и начинает нервничать даже если она на минуту вышла из комнаты, то в 4-5 лет он переносит недолгие разлуки совершенно безболезненно. Более того: как и физические травмы, психологические травмы и опыт преодоления и проживания болезненных ситуаций необходимы для того, чтобы человек научился восстанавливаться, проживать боль, держать удар – согласитесь, невозможно прожить жизнь, полностью избежав крушений и поражений, и лучше, если ребенок будет морально готов к тому, что на жизненном пути его ждут не только победы.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВЗРОСЛЫХ БЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ!

Как бы ни старались родители – каждый ребенок все-таки умудряется получить в детском или юношеском возрасте и вытащить во взрослую жизнь какую-то глубокую обиду или травму. Пусть вас немного успокоит то обстоятельство, что большинство легких детских травм проходит бесследно, как ранка на коленке от удара об асфальт. Более того: эти травмы – полезны, поскольку они результат полученного жизненного опыта и обязательная часть процесса взросления. И даже в случае более глубоких травм нет ничего непоправимого, поскольку у каждого взрослого человека есть выбор, таскать эти травмы с собой всю свою жизнь, или в какой-то момент взять на себя ответственность за себя и свою жизнь, перестать, наконец, обвинять в своих несчастьях других людей и проработать свои детские обиды и травмы, став чуточку лучше и взрослее.

Оставить комментарий