• +7(916)162-94-64
  • Пожалуйста, звоните, чтобы получить актуальную информацию

Как выбрать детский сад?

Чем больше мы общаемся с родителями, тем больше нам хочется рассказать о том, на какие критерии лучше всего ориентироваться при выборе детского сада для вашего ребенка. Оставим в стороне то обстоятельство, что у многих просто нет выбора в случае, если они решили отдать ребенка в муниципальный детский сад: отдадут туда, где есть место. Это прискорбно, но тут мы ничего не можем изменить. В нашей сегодняшней статье речь пойдет о том, как выбрать частный детский сад, поскольку их тоже великое множество, и многим родителям не совсем понятно, какими критериями, помимо цены и удаленности от дома, следует руководствоваться.

  • Итак, первое, что стоит понять и переосмыслить: детский сад – это не только то место, где ребенок просто проводит время, где его кормят и присматривают за ним в отсутствие родителей. Детский сад – это место, где у ребенка формируются базовые жизненные навыки и принципы для дальнейшей жизни. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в саду в безопасной, комфортной обстановке, которая способствует возникновению доверия между ним и персоналом – педагогами и нянечками. Ребенок при помощи детского сада учится взаимодействовать со взрослыми и другими детьми, учится быть частью человеческого общества, поэтому критически важно то, как именно в конкретном саду построен этот процесс.

Спросите у педагогов, как дети проводят свой день в саду: есть ли у них свободное время, в которое они могут контактировать с другими детьми; дают ли им возможность выбирать себе занятие, которое им интересно, или это всегда решает педагог? Каким образом ребенок может проявить инициативу? Как он может проявить свои склонности к творчеству? По ответам на эти вопросы станет ясно, какой педагогической модели придерживается детский сад: директивной или демократической. И мы бы рекомендовали сделать выбор в пользу демократической модели (разумеется, если у вас нет планов вырастить безвольного, безынициативного, безответственного и неспособного принимать самостоятельные решения, человека).

  • Нет никакого секрета в том, что всем маленьким детям свойственно драться, ругаться, отнимать вещи у других. Это совершенно нормальная часть взросления и социализации, но очень многое зависит от того, каким образом взрослое окружение реагирует на подобное поведение: именно эта реакция взрослого помогает ребенку «выучить» тот или иной способ действий в конкретных ситуациях.

Спросите у воспитателя, что у них в саду принято делать в случае, если дети подрались или один пытается отнять что-то у другого. Пусть воспитатель или педагог расскажет, что конкретно они делают для того, чтобы нивелировать подобную ситуацию. Если воспитатель ничего толком на эту тему сказать не может, то скорее всего это означает, что конфликты решаются по «классической схеме»: либо «отдай и иди отсюда!», либо «оба в угол!». То есть, ребенку не предлагается правильная, конструктивная модель поведения в конфликтной ситуации, которая может быть позитивным примером для построения его дальнейших отношений с миром.

  • Уделите особое внимание тому, сколько пространства и времени в течение дня отводится занятиям, которые помогают ребенку становиться самостоятельным: построен ли учебный процесс так, что у ребенка есть множество возможностей для проявления самостоятельности, или он в течение всего дня жестко «вписан» в директивные рамки.

Обретение ребенком самостоятельности, как ни странно, требует огромных человеческих ресурсов и затрат. То есть, воспитателям (как и родителям) всегда проще сделать самим, чем дождаться, пока это сделает ребенок. Поэтому обязательно задайте педагогам прямой вопрос: «А что у вас дети могут делать самостоятельно, и как именно они это делают?». Варианты: выбирают себе занятие сами, убирают за собой игрушки и моют за собой посуду, сами одеваются и т.п. В худшем случае, за ребенка все – от выбора занятия до уборки за ним – делают взрослые. Это хорошо разве что для тех, кто хочет вырастить зависимого и безынициативного ребенка.

Обратите внимание на расписание занятий: есть ли там что-то, что способствует развитию навыков самообеспечения, ответственности, общения с другими, есть ли у ребенка выбор и каков он. Например, если каждые 40 минут у детей предполагаются занятия, это означает, что дети работают только «по указке», и лишены свободы выбора. Ребенок постоянно занят, загружен – это неплохо, поскольку ему скорее всего не скучно, но при этом, даже если он становится богаче в плане знаний, он не становится богаче как социальная личность. Мало вероятно, что от полученных таким образом знаний он обретет уверенность в собственных силах и сможет применить их где-то еще.

Директивная схема построения занятий в дошкольном учреждении способствует развитию ребенка как носителя знаний, но не способствует его развитию как личности, замедляет формирование его социальных навыков и навыков самообслуживания.

  • Обратите внимание на площадь помещения. Если помещения (комнатки) маленькие, то даже 10 детям объективно будет некомфортно находиться там целый день.

Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы дети ощущали вокруг себя некое пространство, чтобы у них была возможность побыть одним, поиграть в одиночестве. В идеале, комфортное пространство – это 4 кв.м на 1 ребенка. Если помещение группы – 20 кв.м, и на этой площади работает группа из 10 детей – это объективно мало. Даже в случае малокомплектной группы, детям будет тяжело находиться там целый день.

  • Обратная связь с родителями. Выясните, в какой форме педагоги дают обратную связь родителям: это только общие слова «У нас все хорошо, кушаем нормально», или это регулярные родительские собрания, индивидуальное регулярное общение по успехам ребенка и его проблемным моментам.

Педагог должен давать родителям подробную обратную связь о том, как развивается их ребенок, куда он двигается, какая у него сейчас зона ближайшего развития. Если всего этого не происходит – то нельзя говорить о развивающем детском садике. Это скорее место пребывания ребенка, некая анимация – не более того.

  • Спрашивайте у педагогов о том, как часто и о чем они разговаривают с детьми. Потому что если все общение выстроено директивно, посредством указаний, это означает что у ребенка мало шансов довериться этим педагогам и этому месту в целом. Вряд ли он сможет найти здесь отдушину, и почувствовать себя комфортно, поскольку педагог для него всегда будет «наставником с кнутом и пряником», а не помощником в обретении себя и установлении контакта с миром.

Оставить комментарий