• +7(916)162-94-64
  • Пожалуйста, звоните, чтобы получить актуальную информацию

Монтессори-педагогика: 5 самых расхожих мифов

Как и любая новаторская разработка, любое новое явление, Монтессори-педагогика, придя в нашу страну, немедленно обросла дюжиной мифов, которые существенно осложняют распространение методики и препятствуют возникновению доверия к ней. Каждый Монтессори-педагог вынужден не раз и не два за время своей практики отвечать на однотипные вопросы родителей, и именно это обстоятельство стало причиной для написания этой статьи. Мы хотим в ней ответить на самые часто задаваемые вопросы родителей и развеять некоторое количество вредных мифов о Монтессори-педагогике.

Миф №1. Монтессори-педагогика не подходит для России, поскольку была разработана в Европе

Предубеждение, пришедшее из глубины времен Советского Союза, который в принципе отторгал все, что приходило извне, создавая бесконечную и непреодолимую пропасть между СССР и остальным миром в сознании своих граждан. Не будем забывать о том, что во времена СССР страна была заинтересована не в осознанных и независимых гражданах, а в управляемых «винтиках» системы, и именно поэтому с негодованием отторгала все, что могло способствовать развитию свободного сознания. Сейчас, к большому сожалению, страна держит курс в том же направлении, однако выбор уже есть, и каждый делает его сам – на основании собственных взглядов и убеждений. Однако, возвращаясь к мифу о «неподходящести» системы Монтессори для России, следует сказать о том, что система прекрасно работает для всех детей, независимо от страны, поскольку в своей основе имеет опору на возрастные особенности развития каждого ребенка, а каждый ребенок в каждой стране проходит одни и те же этапы развития. Монтессори-педагогика призвана помогать ребенку развивать именно то, что следует развивать на данном возрастном этапе, поэтому страна тут совершенно ни при чем — это работает одинаково эффективно абсолютно для всех, кто хочет сделать своих детей психически здоровыми, независимыми, свободными и счастливыми людьми.

Миф №2. Монтессори-педагогика – для «особых» детей

Этот миф породило то обстоятельство, что Мария Монтессори была врачом-психиатром, и действительно в начале своей карьеры работала с проблемными детьми. Ее гипотеза была проверена на «особых» детях, и, найдя подтверждение своей эффективности у таких детей, с успехом начала внедряться и для обычных детей, которые показали еще лучшие результаты, не говоря уже об одаренных детях. В Монтессори-педагогике отсутствует понятие «нормы» или «патологии», нет никаких «нормативов» и графиков – именно это и называется «индивидуальным подходом», когда к ребенку подходят не с определенной меркой, а с желанием помочь ему развить то, к чему у него есть способность и научить его эффективному взаимодействию с окружающим миром. Таким образом, все, независимо от исходных данных, так или иначе двигаются вперед – каждый в своем индивидуальном темпе, но все – вперед. Этот подход в корне отличается от того, к которому привыкли все мы – выросшие в прошлом веке. Однако, эффективность этого подхода уже доказана не одним поколением детей, выросших на методике Монтессори за рубежом.

Миф №3. Монтессори-педагогика не имеет ничего общего с реальностью, ребенок растет в искусственной среде

Действительно, Монтессори-педагогика предполагает наличие особой Монтессори-среды, в которой должны быть определенные предметы, которые призваны развивать способности ребенка. То есть, в самом деле Монтессори-педагогика – это так называемая «средовая педагогика». Однако практически все предметы среды направлены на удовлетворение любых познавательных потребностей ребенка и служат именно для его знакомства с окружающим миром. В среде есть предметы, которые помогают ребенку овладеть необходимыми навыками ухода за собой (например, он может научиться пришивать пуговицы, наливать себе в чашку воды, по окончании занятия убирать за собой все вещи на место и т.п.), которые позволяют ему получить нужные знания в доступной для него форме (счетный материал, книжки для интуитивного обучения чтению, и т.д.), и которые формируют его представления об окружающем мире (он может изучать свойства предметов и материалов: например, круп, воды, песка, дерева, пластмассы и т.п.). То есть, как можно убедиться, в Монтессори-среде как раз все очень прочно связано с реальностью, а вовсе не наоборот. Научившись взаимодействовать с Монтессори-средой, ребенок уверенно осваивается и за ее пределами.

Миф №4. Разновозрастные группы заставляют деградировать старших детей до уровня младших

Принцип создания разновозрастных групп, напротив, был сформирован именно для того, чтобы старшие дети помогали младшим узнавать то, что уже узнали они сами, тем самым позволяя им укрепить собственные навыки и научиться помогать младшим. А если вспомнить о том, что в большинстве семей, в которых больше одного ребенка, дети, как правило разновозрастные, то гипотеза о том, что старшие дети будут непременно деградировать при условии наличия в семье младших, звучит несколько нелепо, не правда ли?

Миф №5. В Монтессори-группах нет игрушек, и дети не играют

Напротив того: дети познают мир, играя с предметами, похожими на те, которыми пользуемся мы – взрослые – в обыденной жизни. Наверняка вы замечали, что малыш больше интересуется вашими кастрюлями, которые так здорово гремят и так интересно помещаются друг в друга! А уж если к ним есть еще и крышки – то ими вообще можно заниматься целый день! И при этом ему совершенно не интересны куклы, мишки и прочие пупсы, которые предлагаются ему в качестве альтернативы кастрюлькам. Все это говорит о том, что игра для ребенка ценна не сама по себе, а именно как способ знакомства с миром. Ему гораздо интереснее делать то же, что делаете вы – разумеется, так, как он в настоящий момент способен это делать, чем играть плюшевым мишкой. В Монтессори-педагогике отметили это свойство детской натуры и начали работать именно с этим желанием познавать реальный мир и повторять за старшими, предложив ребенку не обычные игрушки, а игрушки, напоминающие реальные предметы: посуду, предметы обихода и т.д. В Монтессори-группе вы не найдете пистолетиков, машинок и плюшевых мишек, которые никак не помогут вашему ребенку в жизни. Зато вы найдете множество предметов, которые действительно займут вашего малыша и помогут ему научиться самостоятельно и с радостью осваивать этот чудесный мир!

Оставить комментарий