• +7(916)162-94-64
  • Пожалуйста, звоните, чтобы получить актуальную информацию

Почему детям надо реже указывать на ошибки

К сожалению, вся наша культура, ментальность и система образования с детства вселяют в нас страх ошибиться. Ошибка – даже самая невинная и незначительная – является в нашем сознании преступлением. И не удивительно, ведь весь процесс воспитания и обучения построен указании детям на их ошибки с подчеркиванием, что это – очень плохо и стыдно!

В нашем обществе, к сожалению, еще нет здорового отношения к ошибке, как к единственному способу чему-то научиться. Между тем, действительно невозможно ничему научиться, не наделав ошибок, и не использовав их для собственного роста и развития. Нас этому не учили в школе – напротив, нам снижали оценки за помарки и невнимательность, оставляя без внимания наши успехи и обесценивая в целом наши мысли, если в них содержалась даже самая незначительная ошибка. Поэтому очень часто мы воспроизводим такую же модель воспитания и такое же отношение к ошибкам и в собственной семье, уже сами будучи родителями.

Мы своими реакциями на промахи и ошибки наших детей невольно внушаем им, что это недопустимо, что ошибаться нельзя и надо с самого начала делать правильно. Это очень сильно «прибивает» любую творческую активность, любой энтузиазм и любой потенциал. У менее чувствительных детей это может вызвать потерю интереса к учебному процессу и творчеству, у более чувствительных – неврозы, навязчивые страхи и постоянный стресс. Страх ошибиться буквально парализует, и этот страх у ребенка формируем мы сами – своей критикой и излишней концентрацией внимания на ошибках.

Многое в современной системе образования построено на следовании шаблону: некие действия требуется выполнить строго «по образцу», и они считаются выполненными хорошо только в том случае, если они выполнены максимально близко к идеалу. Такой подход в свою очередь убивает свободу мысли, лишает ребенка выбора средств для решения каких-либо задач, сужая его кругозор до тех средств, которыми его снабдили педагоги или родители. Однако ребенок никогда не научится мыслить широко и выходить за рамки предложенного, если всегда будет выполнять задания строго «по образцу». И то, что какие-то дети сохраняют свой творческий потенциал и умение независимо мыслить после окончания школы – это, скорее, чудо.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ КАК РОДИТЕЛИ?

В корне изменить нашу систему образования, увы, невозможно. Во всяком случае, не в ближайшее время. Однако, что-то мы, все-таки, можем. Например:

  • Поддерживать нестандартность мышления ребенка, поощрять нестандартные решения проблем и задач, которые приходят ему в голову.
  • Не относиться слишком серьезно к формальным требованиям нашей системы образования, не пытаться изо всех сил втиснуть ребенка в эту систему, требования которой постоянно меняются и уж точно не ругать ребенка за несоответствие этим требованиям. Очень часто бывает так, что система неправа – хотя бы уже в том, что она не учитывает индивидуальных особенностей вашего ребенка и преследует только некие статистические цели. Вы же, как родитель, заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и счастливым человеком, и хорошо бы об этом помнить.
  • Акцентировать свое внимание и внимание ребенка не на том, что у него не получается, а на том, что у него получается хорошо. Например, обсудите его рисунок в целом, а не придирайтесь к тому, что у деревьев на его рисунке синие листья и красные стволы. Оцените его творческий подход: «Хм, а синие листья – это интересно!», не нападайте на него с критикой: «Ну, где ты видел у деревьев синие листья?».
  • Ни в коем случае не ругать ребенка за ошибки, потому что они – неотъемлемая часть процесса обучения. Что только не приходится слышать бедным детям в свой адрес, когда они не дай бог делают что-то не так: от легкого порицания до самых настоящих оскорблений и унижений – в зависимости от культурного уровня педагогов и родителей.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивая ребенка с другими детьми, вы даете ему понять, что он для вас недостаточно хорош, что вы не принимаете его таким, какой он есть и не дорожите им, а предпочли бы поменять на какого-то другого ребенка – более послушного, умелого, талантливого и т.п. Это больно бьет не только по самооценке и самомнению вашего ребенка, но и по его представлению об отношениях, по его уверенности в том, что его любят, что он ценен.

Все это очень непросто: перед нашим поколением стоит сложная задача дать нашим детям то, чего не было у нас самих – здоровое отношение к своим ошибкам, чувство ценности себя и чувство собственной значимости. Однако, мы знаем гораздо больше, чем знали наши родители и педагоги, и можем сознательно выбрать другой путь и начать применять эти знания в наших семьях.

Оставить комментарий