Монтессори-педагогика

Монтессори мафия

В 2014 году газета “Wall Street Journal” опубликовала занимательную статью “Мафия Монтессори”, в которой анализируется, почему метод Монтессори воспитал так много новаторов.

“Образовательный подход Монтессори может быть самым верным путём к вступлению в круг «творческой элиты». В него входит так много выпускников школ Монтессори, что можно заподозрить существование «Мафии Монтессори»: основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, учредитель Амазона Джефф Безос, основоположник видео игр Уилл Райт, основатель Википедии Джимми Уэльс, не говоря уже о Джулии Чайлд, Габриэле Гарсия-Маркес, список можно продолжить…

Что же здесь происходит? Есть ли что-то в подходе Монтессори, что стимулирует развитие творчества и изобретательности? Нечто, чему мы все могли бы поучиться?”

Многие из воспитанников школы Монтессори называют Монтессори-образование одним из важнейших составляющих своего успеха. Когда у основателей Google Пейджа и Брина спросили, стал ли одним из главных факторов их успеха тот факт, что их родители были университетскими профессорами, в ответ они отдали дань своему раннему образованию Монтессори. «Мы оба ходили в школу Монтессори», сказал г-н Пейдж, «и я думаю, это было частью подготовки: не следовать правилам и указаниям, а мотивировать себя самому, подвергать сомнению то, что происходит в мире, делать вещи немного по-другому».

Уилл Райт — изобретатель знаменитой серии видеоигр «The Sims», вторит этим похвалам. «Система Монтессори научила меня радости открытия», говорит г-н Райт. «Тут скорее весь процесс обучения в ваших руках, а не учитель объясняет для вас материал. SimCity пришла прямо из Монтессори …»

Великий колумбийский писатель XX века Габриэль Гарсия Маркес долгое время не мог научиться читать, кто бы сейчас об этом мог подумать! Проблема была решена лишь тогда, когда будущего писателя привели в школу Монтессори. Теперь он отводит школе Монтессори особое место в становлении своего таланта: «Не думаю, что есть метод лучше, чем метод Монтессори, чтобы развить чувствительность детей к красотам мира, и чтобы разбудить любопытство к тайнам жизни». А доверительная атмосфера, царившая в семье писателя, как нельзя лучше соответствовала обстановке в Монтессори-школе.

«Исследовательский склад ума — это и есть та самая среда, которую Монтессори стремится создать». По мнению исследователей, даже к окончанию детского сада среди пятилетних, «ученики Монтессори оказались значительно лучше подготовлены для начальной школы по чтению и математике, чем дети из других садов». «Они также показали лучше результаты по «исполнительной деятельности»: способности адаптироваться к меняющимся и более сложным задачам, что является показателем будущей школы и жизненного успеха».

Конечно, методы Монтессори идут вразрез с традиционными методами обучения.  Традиционная школа даёт очень мало возможностей, например, для выполнения наших собственных, оригинальных экспериментов, а также практически не оставляет права на ошибку. Там судят, в первую очередь, за правильность ответов. Гораздо меньший акцент делается на развитии творческих способностей, на способности нашего ума мыслить креативно и открывать для себя вещи самостоятельно.

Тем не менее, наиболее успешные креативные люди не начинают с гениальных идей, они их открывают. У детей, посещающих Монтессори-школу есть хороший шанс развить такие замечательные и полезные качества, как смелость и желание экспериментировать, инициативность, вера в успех и радость открытий, исследовательский склад ума. Но, наверное, не нужно говорить, что какой бы ни была атмосфера в Монтессори-школе, если в семье ребенок по-прежнему испытывает давление, вынужден соответствовать каким-то ожиданиям родителей, доказывать свою успешность, то вряд ли удастся эти качества воспитать усилиями одной только школы…

Среда

Краеугольным камнем педагогики Марии Монтессори является наличие  подготовленной среды, наполненной специальными  развивающим материалом,  который разработала сама Мария Монтессори на основе многолетних наблюдений за детьми во всем мире. Эти материалы не стимулируют и не ускоряют развитие — они соответствуют естественным психофизиологическим потребностям ребенка в каждом возрасте.

Именно монтессори материл побуждает ребенка к целенаправленной деятельности и обеспечивает целостное развитие личности.

Как же это происходит?

Впервые оказавшись в монтессори классе ребенок сразу оказывается в среде с материалом который направлен на развитие его навыков в практической жизни.  Здесь ребенку все привычно и знакомо. Для чего же это нужно малышу, конечно же, для развития навыков самообслуживания. Ведь для 3-4 летних детей очень важно уметь самому одеваться, налить себе попить, а все потому, что такие простые для взрослого ребенка вещи рождают у него уверенность в себе, а значит и желание двигаться дальше, вперед.  Но это прямая цель,  а косвенная кроется в том, что при работе с материалом в зоне упражнений практической жизни у ребенка развивается мелкая и крупная моторика, концентрация внимания и происходит освоение простейших алгоритмов.

Зона сенсорики

В этой зоне ребенка ждет многообразие предметов, в результате работы с которыми он научится распознавать величины, цвета, формы, вес.

Эта зона является «ключами к миру» (М.Монтессори), которые открывают восприятие окружающего мира. Ребенок учится воспринимать, упорядочивать, запоминать, воспроизводить предметы и их свойства. Именно здесь у ребенка формируются операции мышления: сравнение, анализ, синтез итп., его мышление  приобретает первые признаки системности, ведь чтобы подобрать пару, надо сначала узнать общий признак. Сенсорная зона знакомит ребенка с абстрактными представлениями, свойства предметов для ребенка уже не представляются изолированными,  ребенок  становится способным перенести новое знание о свойстве на новый аналогичный предмет.

Работа с сенсорными материалами  строит прочное основание для развития речи и математического мышления.

Зона математики

Она точна, понятна и естетственна. Ребенок, находясь в данной среде на понятных и видимых ему предметах осваивает переход от конкретного к абстрактному,  операции сложения, вычитания, умножения и деления. Последовательность математеческтого материала  поражает своей логичностью, сначала  для ребенка открывается мир чисел от 0-10,потом – работа в десятичной системе, следом – последовательный счет до 1000, и – мир табличных результатов сложения, вычитания, умножения и деления. Монтессори материалы одни из самых гениальных материалов в математике.

Зона русского языка.

Материалы в зоне русского языка направлены на расширение словарного запаса ребенка,  на формирование навыка чтения, письма.

Зона окружающего мира

Эта часть среды Монтессори-группы совершенно особенная – она строится не от частного к общему, а наоборот, от общего – к частному. Её задача – помочь ребенку в создании целостной картины мира, а уже потом  углубляться в конкретные области, посвященные изучению растений, животных, человека, географии, астрономии, истории

Alternative2

Педагог

Монтессори-педагога можно сравнить с наставником, ментором. Учителя в Монтессори-классе направляют ребенка, а не управляют им. Они не делятся готовыми знаниями, а предоставляют возможности для самостоятельного познания. Задача педагога — наблюдать за каждым ребёнком, выявлять его потребности развития в настоящий момент и показывать в индивидуальном занятии как работать с материалом.

Монтессори-педагог наблюдает

  • эмоциональное и психологическое состояние ребенка
  • развитие навыков и умений ребенка через его взаимодействие с материалом
  • коммуникативные навыки ребенка

Результаты методики

Умение делать выбор – ответ на ситуацию неопределенности

В детском саду Монтессори подготовленная среда представлена большим количеством разнообразных материалов, но в единственном экземпляре. В связи с чем ребенок вынужден ежедневно и ежечасно тренироваться в осуществлении выбора: с каким материалом работать, как долго им заниматься. В результате ребенок учится принимать решения, спокойно относится к ситуации выбора, знает, что он может сам себе «придумать» занятие и не ждать постоянных указаний взрослого.
В обычном детском саду ситуации выбора, как правило нет. Проблема решается армейским способом: делай, что тебе говорят, и не задавай лишних вопросов. Результат – неготовность человека к ситуации выбора поведения в будущей взрослой жизни.

Управление вниманием – залог системного мышления

Умение ребенка концентрированно работать – один из результатов монтессори-образования.
Откуда это взялось? Из постоянных наблюдений ребенка за презентацией педагога любого из монтессори-материалов, ведь презентация – это ответ на вопросы: с чего начать, как продолжить и чем закончить свою работу. Предоставляя ребенку возможность дальнейшей самостоятельной деятельности, монтессори-педагог не блокирует естественное развитие его сознания, а по требованию лишь осуществляет поддержку.

В других педагогических системах ребенку чаще всего навязываются шаблоны поведения (пусть даже наилучшие), единственно правильный ответ, придуманное взрослыми правило жизни. Поэтому мы говорим, что монтессори-педагогика – помогающая, а не формирующая.

Умение сотрудничать с другими людьми и управлять проектами — 
важный образовательный результат

В атмосфере детского сада Монтессори постоянно чувствует себя то старшим, то младшим, то неумелым, то опытным человеком. Наличие постоянной ситуации выбора учит ребенка договариваться , учитывать пожелания других детей. В такой ситуации отношения конкуренции сами собой исчезают, напротив,  проявляется забота о другом и стремление к сотрудничеству.

Предметные образовательные результаты

Предметное образование детей в детском саду и школе Монтессори происходит косвенно, согласно зонам ближайшего развития детей, а не исходя из учебного плана и задач взрослого.
Так ребенок учится читать, писать, понимать прочитанное, в области математики ребенок осваивает счет, считает десятками до 100, умеет считать “пятерками”, “парами”; определяет величину, определяет разряды (единицы, десятки, сотни, тысячи), выполняет сложение с множествами объектов от 1 до 10

alternative31