Кризис 3-х лет у ребенка: причины и как себя вести родителям?

Кризис – это переходный период, которым всегда сопровождается переход от одного возрастного этапа к другому. Мы подчеркиваем слово «всегда» с той целью, чтобы укрепить в сознании обеспокоенных родителей мысль, что кризис – это нормально, и это первое и главное, что следует о нем знать. Второе, что следует знать о кризисных периодах: кризис — это временно. Кризис может проходить более или менее ярко, может пройти быстро, а может затянуться – это зависит от множества обстоятельств, как внешних, так и внутренних. Как вести себя с ребенком, переживающим кризис 3 х лет и как этот кризис может проявляться?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 3 ЛЕТ

Для начала, о причинах кризиса 3 лет и о значении этого периода для психологического развития ребенка. Возрастная психология период от 3 до 7 лет связывает с формированием у ребенка представления о себе, как об отдельной от родителей Личности. Поскольку у него есть потребность обозначить себя, как отдельное «Я», но очень мало средств для выражения этой потребности, это выражается в сопротивлении всему, что исходит от родителей или других взрослых, от которых ребенок эмоционально зависит. Ребенок вовсе не ставит своей целью вас разозлить или сделать «назло» — он еще не умеет мыслить такими категориями. Смысл всего этого бунта в том, чтобы проверить реакцию взрослых на его «Я» — действительно ли это «Я» имеет право на существование? Действительно ли мир готов принять это «Я»? Действительно ли с ним будут считаться? Поэтому то, как поведут себя родители в этот период по отношению к ребенку, очень важно для формирования его отношения к собственному «Я», его уверенности в себе, в своей нужности, и в вашей любви.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС 3 ЛЕТ

  • Итак, первое и самое «неудобное» для взрослых проявление кризиса 3 лет – это непослушание и упрямство. На языке психологии эти проявления называются «негативизм». Ребенок отвергает все, что ему предлагают, даже если еще вчера он с удовольствием это делал. Негативизм может проявляться как ко всем взрослым, так и к одному из членов семьи, в то время как остальных ребенок прекрасно слушается.
  • Эгоцентризм и ревность – ребенок начинает ревновать маму к папе, папу к маме, братьев и сестер – к родителям, и т.п.
  • Агрессивность – ребенок злится, если что-то происходит не по его воле. Агрессивность может проявляться как вербально, так и физически: драчливость, швыряние предметов, крики.

Не самый приятный набор качеств, согласитесь. Однако, именно в этот период очень важно проявлять вашу любовь, хотя именно в этот период это сложнее всего. Послушного ребенка любить гораздо проще, однако непослушный нуждается в этом гораздо больше.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

Как НЕ надо:

Не критикуйте при ребенке другого взрослого, который совершил какую-то педагогическую ошибку или «дал слабину» — этим вы роняете в глазах ребенка авторитет взрослого человека в целом. Если вы считаете, что кто-то из взрослых был неправ – выскажите ему это наедине, обсудите конструктивно сложившуюся ситуацию и выработайте общие правила.

Изо всех сил старайтесь не орать на ребенка и тем более не бить его даже если он совсем разойдется. В этой ситуации взрослый – вы, и вы должны уметь держать себя в руках, только в этом случае вам удастся научить этому ребенка.

Не надо обижаться на ребенка и наказывать его своей холодностью. Этим вы вряд ли добьетесь положительного эффекта – скорее, усилите сопротивление и увеличите эмоциональную пропасть между вами.

Не поощряйте капризы. Игнорируйте показательные истерики в общественных местах. Классический пример: ребенок в магазине падает на пол с воплем «Хочу игрушку!» в ответ на ваш отказ ее купить. Он отлично знает, что вам будет стыдно перед другими и вы сдадитесь – купите ему то что он хочет. Не думайте о том, что подумают о вас другие, не ругайте его и не читайте морали посреди магазина. Просто спокойно скажите: «Я ухожу. Ты со мной?» — и направляйтесь к выходу. Если понадобится, подождите минут 5 на улице: будьте уверены, долго ждать не придется. Когда выйдет, не забудьте его обнять и сказать, как вы его любите 😉

Как надо:

В первую очередь, все взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка, должны договориться друг с другом о единой стратегии поведения, чтобы не было такого, что мама говорит и делает одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает. Такая система и отсутствие единых правил поспособствует формированию у ребенка нервозности, а также может научить его манипулировать взрослыми. Единая стратегия позволит укреплению авторитета взрослого человека в целом и уважения к его словам.

Спокойно, но уверенно пресекайте недопустимые проявления: крик и физическую агрессию со стороны ребенка. Фиксируйте его руки, если он дерется, и, сидя на корточках так, чтобы быть с ним одного роста, скажите ему, спокойно и твердо, глядя в глаза: «Я не люблю, когда меня бьют, этого делать нельзя!», «Нельзя на меня кричать!», «Нельзя ломать вещи!». Возможно, после этого последуют еще несколько попыток со стороны ребенка «проверить, продавить» эту границу, но она должна быть незыблемой: вы должны, набравшись терпения, раз за разом фиксировать его подвижность и повторять одно и то же – и всегда твердо и спокойно «Меня бить нельзя!».

Позволяйте ребенку быть самостоятельным везде, где это возможно. Ходить в магазин, конечно, рановато, но пойти туда вместе с ним и позволить ему самому брать с полок продукты, складывать их в корзинку и даже позволить ему под вашим присмотром отдать кассиру деньги на кассе – вполне. Пускай он сам завязывает шнурки – криво и плохо – неважно, важно, что сам. Пусть сам одевается – неважно, что долго и неаккуратно – важно, что сам. Заложите побольше времени на сборы, в конце концов – вашему ребенку важно максимально делать все самому. Поднимите его к кнопке лифта, если он хочет его вызвать, и позвольте ему подняться самому по лестнице; дайте ему повезти коляску с младшим братиком и покормить кошку – даже если он просыплет корм мимо миски. Это очень важно для него, поверьте!

Спрашивайте его мнения, отучайтесь решать за него. Вместо «мы идем в гости к бабушке!» теперь должен быть выбор: «Пойдем в гости к бабушке, или к тете Наташе?». И этот выбор нужно принимать, учиться искать альтернативу: «Хорошо, давай сегодня мы пойдем на площадку, как ты хочешь, а завтра – к бабушке, хорошо?». Он должен понимать, что его мнение что-то значит, что с ним считаются.

Говорите, как вы его любите. По поводу и без повода обнимайте и целуйте его так часто, как только можете. Ребенок должен быть уверен в вашей любви и принятии.

Чем больше у ребенка будет возможности почувствовать себя большим, взрослым, значимым и любимым – тем быстрее и успешнее пройдет трудный кризисный возраст и тем лучше будут ваши отношения в этот непростой для всех вас период.

Оставить комментарий