Почему ребенок не хочет читать и писать и что с этим делать

В последнее время участились жалобы родителей дошкольников на то, что их дети не проявляют никакого интереса к чтению, письму, не хотят учиться считать… Помня, что в современных школах довольно высокие требования к базовым знаниям будущих первоклассников, которые часто определяют его дальнейшую судьбу (попадет ли ребенок в «сильный» класс или «средний», например, хотя мы и резко против такой градации, однако современная система образования диктует свои условия), родители начинают бить тревогу, всеми правдами и неправдами пытаясь «впихнуть» в ребенка эту необходимую базу навыков: чтение, письмо, счет… Надо ли «впихивать», или лучше постараться пробудить естественную мотивацию, которая есть – без исключения – в каждом ребенке? Поговорим сегодня об этом.

Многие дети, которые попадают в наш сад, поначалу проявляют полное отсутствие интереса к чтению, письму, счету – часто в результате чрезмерной настойчивости родителей, которые переусердствовали со всевозможными «развивайками», или в результате того, что первые педагоги, которые встретились на их пути, не обладали должным профессионализмом. И то, и другое – печально, но поправимо.

НАДО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ

Есть сторонники такого подхода, однако часто отсутствие мотивации и интереса к обучению у детей становится, к сожалению, прямым результатом принуждения. То же самое относится к внешним стимулам: «Если научишься читать – подарю велосипед». Это может сработать ситуативно, но лишь в некоторых случаях внешний стимул становится первой ступенью на пути к появлению внутренней мотивации. А между тем, только естественная внутренняя мотивация может стать здоровой базой, определяющей желание ребенка учиться. В подавляющем большинстве случаев желание учиться у ребенка, привыкшего к системе поощрений, пропадает, как только убирается внешняя стимуляция – как позитивная (подарки, похвалы, любовь, гордость, награды), так и негативная («не будешь учиться – накажу, будешь работать дворником, не буду тебя любить» и т.д. – нужное подчеркнуть). Сторонники принуждения как правило мотивируют свой подход тем, что в основе любого успеха лежат дисциплина и труд, а ребенок, мол, сам не в состоянии себя дисциплинировать и приучить к регулярным занятиям, поэтому нужно усаживать его насильно, заставлять.

В Монтессори-педагогике дисциплина также занимает далеко не последнее место, однако девиз подхода – «Свобода и дисциплина» — таит в себе основное отличие от консервативного подхода, описанного ранее. Система Монтессори базируется на том, что в каждом ребенке изначально уже заложены естественные познавательные потребности, которые пробуждаются в свое время – индивидуальное для каждого. Существуют так называемые сензитивные периоды, в которые лучше всего развивать ту или иную способность – будь то рисование, музыка, чтение или письмо, однако эти сензитивные периоды невозможно вызвать принуждением тогда, когда это угодно взрослым. Именно поэтому Монтессори-педагогика практикует индивидуальный подход, а не «уравниловку», когда 30 человек проходят одну и ту же учебную программу в одно и то же время – такая система удобна взрослым, но часто губительна для детей.

Например, в 5 лет у одного ребенка может начаться сензитивный период для развития музыкальных способностей, а у другого в то же самое время – период для развития способностей к чтению, и будет очень большой ошибкой заставлять первого насильно читать, а второго – ходить в музыкальную школу. Именно это может стать тем фактором, который «сломает» в ребенке эту тягу к познаниям если не навсегда, то надолго.

Монтессори-подход заключается в том, чтобы определить, какой именно сензитивный период наступил в настоящий момент у конкретного ребенка, и в том, чтобы вовремя предложить ему опыт и инструменты для развития именно этой способности. Это в какой-то мере можно сравнить с растениями: какие-то агрокультуры полагается высаживать под зиму, какие-то – в начале весны, какие-то – летом. Люди, которые занимаются земледелием, ориентируются на специальный посевной календарь, и принимают во внимание «капризы» климата той или иной местности. Но каждый агроном знает, что, если, например, озимые посадить летом – из этого не выйдет ничего хорошего. Точно то же самое относится к сензитивным периодам в развитии каждого ребенка: семя, посеянное в нужное время, взойдет и даст богатые плоды. Семя, посеянное не вовремя – погибнет.

СЛУЧАЙ ИЗ НАШЕЙ ПРАКТИКИ

Возьмем условного мальчика Ваню. Во время Монтессори-работы Ваня берет, например, рамку-штриховку, а педагог просит его: «Подпиши ее,пожалуйста, своим именем». А Ваня говорит: «Я не могу». Мы говорим: «Хорошо, мы сами подпишем, чтобы знать, что это твоя работа, и не перепутать ее с чужими». И вот так мы делаем несколько раз, понимая, что пока Ване неинтересно научиться писать самому – мы как педагоги тут бессильны. И всегда – всегда без исключений – спустя некоторое время происходит «взрыв»: ребенок просто начинает писать сам. Он знает, где расположена зона русского языка, и знает, где взять буквы или посмотреть, как они пишутся. Он находит знакомые буквы и выкладывает свое имя, а спустя еще какое-то время сам потихоньку начинает пытаться писать их. Надо сказать, что та радость, которую ему это доставляет, и то удовольствие, которое он испытывает одновременно и от процесса, и от результата, гораздо сильнее любых внешний стимулов, поощрений, и уж тем более страха перед наказаниями. Ваня в восторге от того, что он смог, что у него получилось, он понимает, зачем он это делает, для чего это нужно. И вот так, постепенно, дети начинают писать.

То же самое получается и с цифрами, числами. У нас в группе есть календарь, в котором есть не только однозначные, но и двузначные числа. И вот однажды Ваня говорит: «Я хочу понять, что это такое – двузначные числа, что они обозначают, и как их можно называть». То есть, у него возникла естественная потребность в ознакомлении с числами, и именно с этого момента начинается роль Монтессори-педагога, задача которого – рассказать, и показать, как можно узнать больше об этом.

Точно то же самое относится к чтению – в один прекрасный день Ваня просто берет книгу и вдруг – по щелчку, разрозненные буквы у него складываются в слоги, а слоги – в слова! И та радость и эйфория, которую Ваня испытывает в этот момент, оседает в его памяти очень надолго. А самое главное в этом процессе то, что у Вани формируется и закрепляется связка «порыв – действие – результат», которая срабатывает в дальнейшем каждый раз, когда он берется за новое для него дело. Именно так – естественным путем – безо всякого принуждения, формируется внутренняя мотивация к обучению и освоению нового.

Заметьте, во всех описанных случаях, Ваня заинтересовался чем-либо не потому, что это надо кому-то – маме, папе, или бабушке — а потому что у него внутри возникла эта потребность. И эта потребность – повторим – неизбежно возникает у каждого ребенка, сама, без каких-либо дополнительных действий с вашей стороны, в свое время. Согласитесь, этот подход в корне отличается от того, к которому мы все привыкли, и который мы видим в большинстве дошкольных учебных заведений и школ? Может быть, именно поэтому мы настолько редко видим в наших детях искреннюю тягу к знаниям?

Оставить комментарий