Известный детский психолог и автор популярных книг для родителей «Общаться с ребенком: как?» и «Продолжаем общаться с ребенком: ТАК?», Юлия Борисовна Гиппенрейтер в начале нового 2017 года выступила с обращением к родителям в эфире телеканала «Дождь». В своем выступлении Юлия Борисовна говорила о том, как часто мы, даже не догадываясь об этом, губим наших детей, заставляя их делать то, чего они не хотят, как ломаем их волю к сопротивлению своей директивностью, не думая о том, как неумение сопротивляться чужому давлению может испортить их дальнейшую жизнь и о многом другом, о чем, мы считаем, следует знать родителям. В сегодняшней статье мы предлагаем вашему вниманию основные тезисы выступления Ю.Б.Гиппенрейтер.
Если говорить о целях воспитания, то следует в первую очередь задать себе вопрос «Каким человеком вы хотите видеть вашего ребенка?». Скорее всего, все ответят «счастливым». А что входит в это понятие? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу специально проводил исследование, объектом которого были счастливые или «самоактуализированные», как он их называл, люди. Сначала Маслоу заметил в своем окружении двух-трех таких людей, потом начал исследовать по литературе и биографиям других людей – особенных, которые прожили хорошую и полную жизнь. Хорошую и полную именно в интуитивном смысле – они были совершенно довольны своей жизнью и получали удовлетворение от нее, и это удовлетворение совершенно не было привязано ни к уровню их материального достатка, ни к «успехам по службе», ни к каким другим параметрам «успешности». «Самоактуализанты» были обнаружены Маслоу в совершено различных социальных слоях общества и различных обстоятельствах. И, детально изучив их и их биографии, он вывел некоторые закономерности.
Главным открытием было то, что все они работу и труд воспринимали как игру. То есть, работали, играя, и играли, трудясь. Поэтому у них хорошая, адекватная, не завышенная и не заниженная самооценка – она не привязана к конкретному требованию или результату, поскольку для них важен сам процесс, а чужое мнение или критика не способна ранить их так глубоко, чтобы от этого зависело их эмоциональное состояние и тем более дальнейшая судьба. Поскольку это игра – они одинаково легко воспринимали и выигрыш, и проигрыш, и продолжали играть с не меньшим энтузиазмом и удовольствием, несмотря на то, как и кто оценивал их деятельность.
Так вот, если за определение счастливого человека брать именно это – независимость от чужой оценки, легкость в жизни, отношение ко всему как к игре, но при этом умение принимать правила этой игры, а также устанавливать и соблюдать их, получая искреннее удовольствие от процесса – хотели бы вы, чтобы ваш ребенок стал таким? Наверняка, все ответят «Конечно!»
Хорошая новость заключается в том, что дети такими рождаются. Все без исключения. Не в том смысле, что они уже появляются на свет самоактуализированными личностями, а в том, что в каждом из них заложен этот потенциал, эта жизненная, творческая сила. И единственное, что требуется от нас – родителей и педагогов, которые встретятся на пути этому ребенку – поддерживать эти живые силы ребенка.
Каким образом мы можем поддержать творческий и познавательный потенциал? Только предоставляя ребенку свободу развития. Например, свободу испытывать свои силы и изучать свойства окружающего мира: всюду лазить самому, пачкаться, ломать и разбивать что-то, бросать предметы, залезать в лужи и так далее. Именно в этих пробах и ошибках он и развивается, и обучается, и потому ему это необходимо как воздух.
Плохая новость заключается в том, что эта детская любознательность может угасать. И часто именно мы – взрослые – очень этому угасанию способствуем. Как? «Не задавай глупых вопросов», «подрастешь – поймешь», «не делай это, делай то», «что за глупости?!», «это все ерунда!»…. Вот только часть знакомых каждому фраз-убийц. Мы стремимся дать своим детям в раннем возрасте ненужное им академическое образование, в то время как им нужнее игра, требуем от них знаний в тех областях, которые им не интересны, не слышим их и гасим их сопротивление нашему диктату наказаниями и шлепками, тем самым подавляя их волю. Поучение – это плохой принцип, особенно применительно к воспитанию ребенка.
Как не гасить эту познавательную, живую активность в детях? Мария Монтессори – одна их тех великих педагогов, кого всерьез озадачил этот вопрос. Долгое время наблюдая за детьми, она пришла к выводу, что лучшее, что может сделать родитель и педагог – это не мешать ребенку. Если ребенок чем-то занялся – не вмешивайтесь, дайте ему это сделать, не перехватывайте его действий и не делайте вместо него, что бы то ни было: наливание молока в стакан, завязывание шнурков, пришивание пуговицы и т.д. Не критикуйте ребенка за ошибки. Не подсказывайте как «правильно» — дайте ему возможность самому это понять и самостоятельно разобраться. У родителей и педагогов должно быть огромное уважение к ребенку и его «возне», к его усилиям и пробам. Просто наблюдайте, не спешите думать за него и давать готовые ответы – размышляйте вместе с ним, делитесь мыслями, учитесь вместе с ним, станьте из ментора и наставника его помощником в изучении этого мира, и сами увидите какие удивительные плоды это принесет.
Ссылка на источник: https://tvrain.ru/lite/teleshow/psihologija_na_dozhde/gippenreiter_1-424742/