Чем опасны кружки раннего развития

Польза раннего развития – вопрос дискуссионный. Противостояние психологов и педагогов, и, что самое прискорбное, психологов и родителей, убежденных в неоспоримой пользе развивающих занятий буквально с грудного возраста, до сих пор продолжается. Однако, первая волна детей, родители которых были буквально помешаны на раннем развитии, уже подросла, и теперь противникам раннего развития есть к чему апеллировать. О «побочных эффектах» раннего развития поговорим сегодня.

Когда мы говорим нашим родителям, что игра – это ведущая деятельность для детей от 3 до 7 лет, и что в этот период именно в игре ребенок учится – нам не верят. Многие убеждены, что «учиться» — это задания, сидение «по струнке» в течение 40 минут, рисование «от звонка до звонка» и в строго отведенных для этого местах, и прочие атрибуты, которые мы сами привыкли ассоциировать с учебным процессом. Мы без устали работаем с этими предубеждениями, однако родители с недоверием относятся к этому, пока воочию не увидят результат обучения по системе Монтессори на собственных детях, которые начинают демонстрировать им свои знания об окружающем мире и способность ориентироваться в нем уж после нескольких месяцев занятий в нашей Монтессори-группе. Система Монтессори строится именно на том, что у ребенка есть потребность в игре и познании окружающего мира, поэтому мы просто не мешаем ему заниматься, и в большинстве случаев это единственная адекватная помощь. Но сегодня не об этом.

Сегодня психологи всерьез трубят тревогу по поводу уже даже не вреда, а именно опасности раннего развития и детской чрезмерной занятости – сверхзагрузки, при которой ребенок не имеет ни минуты свободного времени в течение дня, поскольку весь его день расписан «от кружка до кружка». «Вредно» – это есть пирожные на ночь, а «опасно» – это есть незнакомые грибы. Почувствуйте разницу. Итак, каковы аргументы психологов.

  • Развивающие занятия создают «маскировочный эффект», т.е., некую видимость знания, за которой на самом деле – пустота. То есть, ребенок что-то запоминает и механически воспроизводит, но совершенно не умеет применять полученные знания. Пример из реальной жизни: ребенок научился узнавать на специальных карточках всяких экзотических животных, однако, увидев их в зоопарке или на других картинках – не узнал. Потому что он запомнил не животных, а определенные картинки, и подумал, что это названия картинок, а не животных.
  • Без игры у детей не развивается абстрактно-логическое мышление. Это не шуточное нарушение работы мозга, поскольку на одном запоминании научение невозможно! Для того, чтобы применять знания в жизни, переносить полученный опыт на жизненные ситуации, ребенку необходимо абстрактно-логическое мышление, которое невозможно «выдрессировать». Другими словами, если ваш ребенок выучил 1000 слов в 3 года, это вовсе не означает, что он умный. Это означает, что у него хорошая память, что в целом неплохо, но категорически недостаточно, потому что «запомнить» – гораздо проще, чем «подумать»!
  • И наконец, самое опасное. Дети, которые могут назвать вам тысячу животных, иногда не могут выучить элементарные глаголы вроде «дай», «пить», «есть», не могут подуть на еду, если им горячо, не могут сказать о том, что им больно даже на элементарном уровне, и не могут сказать «нет» или «да», когда от них этого требует ситуация. Потому что этому, представьте себе, тоже нужно учиться, но им было не до того, потому что их родителям было важнее, чтобы они выучили наизусть весь атлас животного мира планеты или 1000 иностранных слов, чем научились нюхать цветы или застегивать липучку на ботинке.

Звучит дико, правда? Особенно, учитывая, что речь идет не о тех детях, которые выросли в «трудных» семьях – напротив, речь об обеспеченных семьях, в которых развитию детей придают большое значение, где с детьми серьезно занимаются. Даже слишком серьезно: проблема сверхзанятости детей, их перегруженности уже в дошкольном возрасте – очень серьезная проблема современности. Настолько серьезная, что в 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребенка.

Однако даже когда мы говорим об игре, вмешиваются вредные стереотипы: «играть можно только в куклы и мягкие игрушки», «девочки играют в дочки-матери, мальчики в войнушку» и т.п. На самом деле, игра – это очень широкое понятие. Игра – это и разбирать кухонный шкаф, доставая оттуда все подряд, грохоча кастрюлями и примеряя им разные крышки; и с упоением возиться в грязи; и рисовать не по расписанию, а когда захочется; и часами возиться с водой в ванной комнате; и ловить в траве кузнечиков; и гладить на улице кошку – все это тоже «игра»! Но в большинстве своем наши родители и слышать не хотят о такой «игре», не понимая и не осознавая пользы всего выше перечисленного – «пусть играет в своей комнате в свои игрушки». Чем будет полезна ребенку игра в розовых слоников? Каким полезным действиям она может научить его? Ничем и никаким. Такая «игра» всего лишь удобна родителям, потому что ребенок не испачкается и ничего не сломает, но для его развития она ровно ничего не значит. Для развития ребенка полезна только та игра, которая максимально похожа на жизнь, которая его окружает. Для него одинаково полезно как играть в компании сверстников, так и заниматься интересным делом в одиночестве или в компании взрослого, который может что-то рассказать об увлекшем его деле, или помочь разобраться в нем.

Поэтому если вы хотите вырастить своего ребенка «ходячей энциклопедией» с серьезными нарушениями познавательной сферы, не умеющим применять полученные знания и обслуживать себя, только для того чтобы демонстративно ставить его на табуретку перед родственниками – смело записывайте его в «развивающие кружки» с 3 месяцев. Если же вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос творческим, свободным, развитым, самостоятельным и легко адаптирующимся – ради бога, дайте ему время для свободы, безделья, проявления фантазии и воображения.

Оставить комментарий